top of page
Search

Инкарнат в живописи. Цвет воплощенной человеческой души

«Колористическая компоновка картины построена на трех основных тонах. Важнейшая из них, конечно, инкарнат» (Большая советская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978). И обозначает это загадочное слово цвет тела в живописи.


Традиционно под этим непривычным уху большинства названием (фр. сarnation, нем. inkarnat – «телесный цвет» и лат. саrо – «мясо», «плоть», «тело») подразумеваются живописные приемы, цветовая характеристика (обычно многослойное наложение красок), применяемые при изображении кожи человека, его лица, других обнаженных частей тела.


В геральдике «carnation» - название цвета человеческой кожи при описании гербов и прочего (причем в монохромной геральдической графике он может передаваться двумя способами: вертикальными штрихами по всему заполняемому полю, в штрихованном чёрно-белом изображении — при условно-предусмотренном символе предполагаемого цвета).



Какой цвет вы можете представить, когда слышите слово «инкарнат»? Скорее всего, бежевый. Хотя точнее было бы «телесный», «нюд». Традиционно его описывают как «цвет цветов персика». Но на самом деле его оттенков так же много, как много оттенков человеческой кожи.

В том и разница. Правда для мастеров прошлого вряд ли разница была существенной, учитывая особенности исторического развития. Но это уже отдельный вопрос, который можно обсуждать отдельно.

Вообще есть трактовки, которые отталкиваются от слова «мясо», где инкарнат – это именно мясной цвет, красный. Так даже ещё экзотичнее. К примеру, каково звучит: «инкарнатная роза».



Этот оттенок не относится к основному цветовому кругу. Но он обладает, пожалуй, самой сложной, комплексной структурой, а потому заслуживает отдельного внимания. Можно сказать, что живая человеческая душа переживает себя в инкарнате. Через инкарнат наружу излучается сама человеческая сущность.


Интенсивность цвета обусловлена его насыщенностью и светлотой. Насыщенность цвета определяется количеством излучаемой энергии и плотностью оболочки. По сути в человеке объединены все цвета в определенной пропорции. У каждого – в своей. И именно это в результате интерференции создает свой уникальный цвет.



В живописи нелегко точно отобразить этот цветовой оттенок, потому что он как никакой другой представляет собой некий процесс, движение. Ведь в человеческом организме никогда нет покоя, свет и тьма - всё находится в движении - именно благодаря этому и возникает этот цвет. При этом инкарнат стремится к равномерному, однородному настроению. Поэтому большинство живописных портретов передают реальный цвет только приблизительно.


Мастерам живописи издавна приходилось прибегать к различным ухищрениям для того, чтобы верно отобразить оттенок человеческой кожи. Так, фламандские мастера писали инкарнат в один тонкий слой, сохраняя максимальную высветленность изначальной поверхности холста (обычно же художники прибегают к высветлению, когда объём создаётся «из глубины» и строится уже в подмалевке). Так, например, толщина красочного слоя инкарната на полотнах фламандцев – до 30 мкм, там же, где написаны одежды, она достигает 100-130 мкм.



И сегодня существует множество техник для максимально точного изображения цвета человеческого тела в живописи. Цветопередача всегда была одной из важнейших составляющих художественного произведения.


При встрече с цветами у человека всегда появляются ощущения, настроения. Художник запечатлевает цвета и пытается с помощью этих фиксированных цветов вызвать определенное живописное впечатление.


И когда живописец действительно достигает того, чтобы писать исходя из сущности цвета, так, как требует того сам цвет – тогда художник выражает в своем произведении самые глубинные потребности и качества души. Особенно через «цвет воплощенного человека».



 
 
 

Comments


bottom of page