top of page
Search

Жизнь цвета

На тему того, что же такое цвет, написано много. И не просто статей, но серьёзных научных исследований – по физике, психологии и т.п. Но этот блог не о физике, а скорее взгляд художника на то, как возникает цвет и как он на нас (и не только на нас) действует через живописное полотно или окружающую природу. В какие цвета мы окрашиваем наши внутренние переживания или откровения? Или это не мы окрашиваем? Как вообще рождается и живёт цвет?


Ученые говорят, что технически цвета вовсе не существует, а наш мир – место монохромное. Это место взаимодействия разных световых, тепловых и т.п. волн. А цвет возникает, когда мозг старается обработать световые сигналы, которые получает из окружающего мира. Но всё не так просто. Законы красочного мира не сводятся к формулам и длинам волн. Почему-то мало кто задумывается над тем, что мы можем понять, что перед нами свет, только когда рядом с ним есть и тьма – хотя бы в ничтожно малом количестве. Это свойство человека – познавать в сравнении.


Возможно, со школы кто-то помнит, что опыт Ньютона заключался в следующем: поток света пропускался сначала через маленькое отверстие, а потом полученный луч преломлялся сквозь призму. В результате Ньютон получил спектр из семи цветов радуги и сделал вывод о том, что белый свет раскладывается на 7 составляющих. И именно это стало основой для практически всей традиционной теории цвета.


А вот И. В. Гёте мы знаем в основном как поэта, в то время как он едва ли не самой главной работой своей жизни считал исследование свойств цвета. Эта работа заняла у него 20 лет. И сегодня мы на практике больше пользуемся «Учением о цвете» Гёте (имеется в виду четырёхцветная автотипия CMYK — схема формирования цвета, используемая в современной полиграфии в основном для стандартной триадной печати).

Однажды Гёте, стремясь повторить опыт Ньютона, просто посмотрел сквозь призму (не через отверстие). И обнаружил, что цвет образуется на границе тёмного и светлого. И это вовсе не семь цветов спектра. Со стороны света отчетливо были видны желтый и красный, а со стороны темноты – голубой и фиолетовый.


Сам Гёте так описал начало своих занятий цветом: «Каково же было мое удивление, когда рассматриваемая сквозь призму белая стена, оставалась как раньше белой… и лишь там, где она сталкивалась с тёмным оконным переплетом, появлялись цвета.…Мне не пришлось долго раздумывать, чтобы понять, что для возникновения цвета необходима граница, и словно руководимый инстинктом, я сразу сказал вслух, что учение Ньютона – ложно».

Гёте продолжил опыты. Поначалу он не стал создавать сложные условия для воспроизведения эксперимента Ньютона. Просто нарисовал белую точку на черном фоне и в призме возник…ньютоновский семицветный спектр. Гёте не удовлетворился этим явлением и нанёс на белую бумагу такую же, но чёрную, точку. И снова взглянул в призму. Результат оказался еще неожиданнее – спектр появился вновь, но цвета в нем были другими.


Что происходит в этих точках с цветными полосами, возникающими на границе белого и черного?

В узком пространстве белой точки желтый и голубой, накладываясь, смешиваются в зеленый. В центре черной точки соединяются красный и фиолетовый. И здесь мы можем наблюдать пурпурный (которого, к слову, нет в ньютоновском спектре). Этот цвет особый, потому мы редко его видим. В отличие от зеленого, пурпур не рождается путем смешения соседних цветов. Пурпур потенцируется – вернее, высвобождается – при соединении фиолетового и красного концов радуги, в которых он содержится. Вы, при желании, сами легко можете повторить опыты Гёте.


В дальнейшем он придумал самые разные опыты, хитроумные приборы и приспособления, нарисовал множество цветовых таблиц, тщательно фиксируя свои наблюдения.


К каким же выводам пришёл Гёте?


Свет неделим. И незрим.

Он виден только на материальных объектах, где может проявляться как цвет.


Мы живём в мире противоположностей. Например, добро и зло. Трудно представить себе нашу жизнь без их постоянной борьбы. Наш глаз воспринимает их как свет и тьму, а их постоянное взаимодействие мы воспринимаем как всё постижимое и непостижимое богатство цветов и красок мира.


Цвет появляется там, где свет начинает взаимодействовать с тьмой, поэтому Гёте называет цвет деяниями света.


Гёте пишет: «Глаз обязан своим существованием свету … в глазе живет покоящийся свет, который возбуждается при малейшем поводе изнутри или снаружи». Он считает также, что «весь цветовой круг заключён внутри человеческого глаза».


Можем убедиться в этом сами путём такого опыта:

Посмотрим на яркую лампу в темной комнате. Потом погасим её и переведём взгляд на любую чёрную поверхность (важно, чтобы в лампе не видна была спираль). Между черным и вашими глазами почти сразу появится бледно-желтое марево, края которого через несколько секунд окрасятся в пурпурный цвет. Пурпур постепенно заполнит полностью желтый круг, и как только это произойдет, по контуру круга возникнет новый цвет - сине-голубой. Этот новый цвет также постепенно вытеснит пурпур и начнет темнеть по краям. В конце концов, все "видение" превратится в темно-серое пятно, почти черное. И когда всё исчезнет, мы поймём, что глаз внутри себя содержит тот самый CMYK и что при сильной засветке он сам воспроизводит последовательно эти цвета.


То есть цвет – это то, как человеческий глаз воспринимает взаимодействие света и тьмы в мире.


Ньютон увидел частный случай и распространил закон на все проявления цвета.

Гёте изучил общие закономерности образования цветов.

Ньютон насчитал семь основных цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Гёте выделил три основных цвета – желтый, пурпурный, голубой, из сочетаний которых складывается весь возможный спектр.


Для примера:


Кстати, несмотря на то, что правый круг называется ньютоновским, в нём всего шесть цветов, а не семь. Но общепризнанным считается именно он. Причём со ссылкой на Ньютона.

Тем не менее, Гёте так и не удалось привлечь к работе физиков. Учёные с легкостью подгоняли теорию Ньютона под полученные Гёте результаты, не желая разобраться в сути. На сегодняшний день ситуация мало изменилась...


Как бы то ни было, труд Гёте заслуживает самого пристального внимания. Можно соглашаться или нет с опытами Гёте, но нельзя отрицать, что его теория целостна. Она не разделяет функцию глаза, цветность мира и воздействие цвета на наше эмоциональное состояние. Она учит понимать цвет как непрерывно меняющиеся взаимоотношения света и тьмы и позволяет приблизиться вплотную к духовной составляющей миссии цвета.


В любом случае, это повод немного задуматься и попытаться найти новое, более глубокое объяснение вещам, которые давно стали обыденными. Чем больше мы будем знать о цвете – тем лучше сможем выражать свои творческие идеи и понимать сущность основополагающих процессов во Вселенной.


73 views0 comments

留言


bottom of page