Оранжевый цвет появляется по мере приближения красного цвета к человеку. Когда красный цвет раздвигает тьму – возникает оранжевый. Свет уже победил, но ещё не рассеялся и полон всей движущей силы красного. Это сама концентрированная энергия. Она возбуждает, но в ней нет драмы красного цвета. Это жизнерадостность и полнота жизни.
Это, наверное, самый позитивный цвет спектра. Это жар солнца, цвет огня, пряностей, фруктов. По свойствам этот цвет символизирует энергию, радость, теплоту, смелость, а по качеству – это излучающий, сухой, теплый, взволнованный цвет. Он согревает одним своим видом.
Оранжевый не является основным цветом и в этом смысле неустойчив. Он происходит из соединения желтого и красного. Поэтому он труден для восприятия многих людей и вызывает ощущения либо красного, либо желтого, и, пожалуй, это единственный цвет, которому отданы прерогативы представлять собою два названных цвета. Подобно канатоходцу он балансирует между красным и жёлтым. А потому и его смысловое значение напрямую зависит от преобладания в нем одного из основных оттенков.
Гёте в своей «Теории цвета» вообще вместо оранжевого цвета писал о двух отдельных цветах – жёлто-красном и красно-жёлтом. Так, жёлто-красный оранжевый оказывает более мягкое влияние на человека. Большее количество жёлтого тона делает оранжевый теплее, позитивнее, радостнее. Преобладание же красного цвета вносит в восприятие оранжевого иное значение — напористость, активность, целеустремленность, силу. По Гёте красно-желтый «дает глазу чувство тепла и блаженства, являясь представителем как цвета более сильного жара, так и более мягкого отблеска заходящего солнца. Поэтому он также приятен в обстановке и в той или иной мере радостен или великолепен в одежде».
Чтобы визуально представить себе различия между двумя этими оттенками, можно изобразить желто-красный в виде мягкого летнего заката, а красно-желтый, как аналог раскаленного пламени (кстати, каждый из этих образов отлично воплощает и значения этих двух совершенно разных оттенков).
В древности оранжевый цвет считался цветом любви земной и небесной. В Древнем Риме жены жрецов Юпитера носили «flammeum», то есть оранжевые и желтые вуали. Молодые девушки перед свадьбой также надевали оранжевые вуали в знак надежды на прочный и многодетный брак. На свадебной церемонии невеста надевала не только такую вуаль, но еще и оранжевую обувь.
Особое отношение к оранжевому цвету на Востоке. В восточных религиях (буддизм, даосизм, ламаизм и др.) этот тон символизирует просветление по аналогии с восходом солнца. Там считается, что красный – мужской цвет, а жёлтый – женский. Поэтому оранжевый (жёлтый смешанный с красным) символизирует единение полов. Шафраново-оранжевые одеяния служителей культа или монахов на Востоке символизируют отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций обоих полов.
В Европе оранжевый не так популярен, как на востоке. Возможно, это связано с серостью климата, в котором он стал чем-то вроде экзотической специи. На Западе оранжевый цвет больше ассоциируется не столько с духовным просветлением, сколько с чувственной радостью, жизненной энергией, сексуальностью. Его можно назвать оттенком плодородия, по аналогии с цитрусовыми, которые приносят богатый урожай. До сих пор во Франции на голову невесты надевают венок из оранжевых цветов в надежде на быстрое увеличение семейства.
В иконописи этот цвет практически не встречается. Хотя иногда в христианстве иногда с его помощью изображают троицу, как символ высшего начала.
Изучая свойства цветов, художник Василий Кандинский писал: «Тёплый красный цвет, усиленный родственным жёлтым, дает оранжевый. Путем этой примеси, внутреннее движение красного цвета начинает становиться движением излучения, излияния в окружающее. Но красный цвет, играющий большую роль в оранжевом, сохраняет для этой краски оттенок серьезности. Он похож на человека, убежденного в своих силах, и вызывает поэтому ощущение исключительного здоровья. Этот цвет звучит, как средней величины церковный колокол, призывающий к молитве "Angelus", или же как сильный голос альта, как альтовая скрипка, поющая ларго».
Оранжевый в психологическом смысле, пожалуй, самый оптимистичный цвет из всего спектра. В психологии оранжевый цвет – это почти синоним непрерывного движения. Свободолюбие, терпимость, многосторонняя развитость, талант – вот всё то, чем может одарить этот необыкновенный солнечный цвет каждого при мудром его использовании. Однако никогда не следует забывать о мере.
Но всё же оранжевый может проявляться и отрицательно: в гордыне, честолюбие, чрезмерной мечтательности, инфантильности, эгоизме, притворстве, лени и самодовольстве. Кроме того, некоторые психологи считают, что избыток оранжевого может подавлять волю человека и формировать у него чувство зависимости от общества (может, поэтому оранжевый нередко становится цветом религиозных сект и других верующих общин).
И тем не менее, в сознании большинства людей оранжевый обладает позитивной жизнеутверждающей энергией. Так, апельсин ассоциируется у нас со свежестью и бодростью, а закат солнца – с теплым романтическим вечером и умиротворением. А человек в яркой оранжевой одежде воспринимается нами, как весельчак и оптимист.
В любом случае, это сильный и эмоциональный цвет.
Оранжевого всем настроения!)
Comentarios